Акционерное общество "TRAMWAYS D`ASTRAKHAN": общество Астраханских Рельсовых Путей 1896-1918 гг.

чертеж трамвая9 марта 1884 года по распоряжению Императора N325, по положению Комитета Министров, Бельгийскому акционерному обществу, под названием "Анонимное общество конно-железных дорог в Варшаве"(Societe anonyme de tramways de Warsowie)  было разрешено вести свою деятельность в России. Чтобы начать внедряться в русские города, Обществу необходимо было соблюсти несколько обязательных "Императорских условий": 1. Деятельность общества должна была ограничиваться постройкой и эксплуатацией Варшавских городских конно-железных дорог, с точным соблюдением  заключенного Магистратом г. Варшавы 11 октября 1880 г. контракта с Брюссельским генеральным обществом; 2. Чтобы общество подчинялось действующим в России законам и постановлениям, относящиеся непосредственно, к его деятельности; 3. Чтобы по управлению делами общества было учреждено в России особое ответственное агентство, к которому могли бы обращаться как Правительство, так  и частные лица, и действия которого были бы обязательны для общества; 4. Разрешение споров по делам общества должно было быть на основании российских законодательств и на территории Российской Империи; 5, 6, 7. Условия касались приобретения недвижимости в России и отчетах о деятельности общества; 8. Общество не имело права сливаться с другими обществами и передавать последним свои права, акции и обязательства, без особого на то разрешения Правительства [1].

Быстрорастущий город, каким была Астрахань в конце XIX века, требовал развития новых видов транспорта, более экономных и вместительных по сравнению с тем, что могли предлагать извозчики. В декабре 1884 года, в Астраханской городской Думе встал вопрос о сооружении в Астрахани конно-железной дороги. 20 января 1886 года Дума признала реализацию этого проекта желательной и поручила Управе изучить опыт проведения конно-железной дороги в Петербурге, Тифлисе, Варшаве и других городах. После этого, специально созданная, комиссия в составе гласных И.Н. Плотникова, Г.В. Тетюшинова, Н.И. Артемьева, П.И. Шавердова, М.С. Уварова во главе с городским головой В.М. Лазаревским выработала проект условий концессии и 23 марта 1887 года представила городской Думе доклад.

Однако решение вопроса откладывалось по различным причинам. И только в 1896 году собрание городской Думы закрытой баллотировкой высказалось за устройство трамвая концессионным способом, была создана комиссия под председательством городского головы Ивана Николаевича Плотникова для разработки условий концессии. После чего в Управу стали поступать предложения желающих о сооружении в Астрахани конно-железной дороги. Поступили заявки доверенного Русской компании промышленных коммерческих предприятий в Брюсселе Висковатого, Л. Блюмера, купцов Полякова и Мереинеса, Анонимного общества конно-железных дорог Ф.А. Маеса в Варшаве и других [2].

Управа не могла сразу рассматривать такое количество предложений желающих, вследствие чего, было решено провести конкурс «за обустройство в городе трамвая концессионным способом».

Конкурс выиграл бельгийский предприниматель Ф.А. Маес и образовал в Астрахани Акционерное общество «TRAMWAYS D`ASTRAKHAN» (общество астраханских рельсовых путей).

Основной капитал Общества предназначался для операций в России и составлял 2 млн. франков. В июле 1896 года были выпущены акции предприятия: 20 тыс. привилегированных акций номиналом в 100 франков (рис.1). Кроме того, было  выпущено 20 тыс. обыкновенных акций без обозначения номинальной стоимости (рис.2) [3].

Согласно определению Городской Думы, составленному 5 Марта 1897 года, 10 Апреля 1897 года бельгийский подданный Фелисьен Адольфович Маес и Астраханская городская управа заключили между собой настоящий договор на устройство в городе Астрахани городской железной дороги (трамвая) на определенных условиях.

Одним из условий договора было то, что Астраханское Городское Управление  предоставляло право Ф. Маесу, который в свою очередь обязывался построить в городе Астрахани за свой счет и риск электрическую железную дорогу – «трамвай», с подвижным составом и всеми принадлежностями эксплуатации, для сплошного, кругового движения по улицам и площадям, для перевозки пассажиров и грузов. Маршруты от Старо-Агарянской по Большой Демидовской улице; от Биржевой, Плотинной, через Ивановский мост по 2-ой Бакалдинской улице к храму Св. Князя Владимира должны были быть построены и движение по ним открыто через год со дня утверждения технического проекта Министерством Внутренних Дел, а вся остальная сеть дорог должна была быть построена и запущена не позднее двух с половиной лет со дня получения утвержденного технического проекта [4]. Проекты электрической железной дороги и движения по ней должны были быть представлены предпринимателем на утверждение Министерству Внутренних Дел через Городское Управление не позднее двух месяцев со дня заключения договора. Вышеупомянутые проекты должны были заключать в себе, кроме плана продольной линии, чертежи разъездов, стрелок, переездов и всех искусственных сооружений на дорогах, проекты стационарных и других зданий, чертежи вагонов.

По проекту, представленному Ф. Маесом, городская железная дорога должна была быть устроена по следующим улицам и площадям: 1) от лесных болдинских пристаней мимо пятой пожарной части, поворот в третью Поперечно-Волжскую, далее по Пароходной улице на Коммерческий мост, направо по Набережной р. Кутума, по Скаржинской, Никольской, Продольно-Волжской, Поперечно-Банной, Кузнечной и по Перевозной к городскому перевозу на Волге, с тем, чтобы обратное движение к Коммерческому мосту совершалось вместо Скаржинской и Набережной р. Кутума, по Никольской и Старо-Агарянской улицам; 2) от Старо-Агарянской по Большой Демидовской; Биржевой, Плотинной, через Ивановский мост по 2-й Бакалдинской улице к храму Св. Князя Владимира, оттуда к Таможенному мосту, далее через Земляной мост, мимо порта по Александровской улице и Соборной до угла Никольской и Старо-Агарянской; 3) от Демидовской улицы через Воздвиженский мост к саду «Аркадия», затем поворот на Рождественскую площадь к саду «Оградное»; 4) от Коммерческого моста по Набережной р.Кутума к Пешеходному мосту, затем по Табачному ряду мимо Александровского сквера, по Полицейской улице, через Полицейский мост по Паробучебугорной улице к больнице Приказа Общественного призрения [5].

Следующим, одним из условий было то, что построенные Ф. Маесом электрическая железная дорога, здания, пассажирские вагоны и трамвайные платформы, машины, провода и все принадлежности дороги, должны были составить собственность города. Предпринимателю же принадлежало право пользования ими 35 лет со дня подписания контракта, [6] притом, что через 18 лет город имел право выкупить всё предприятие со всеми принадлежностями за 5% от среднего дохода предприятия за последние пять лет [7].

Согласно письму Астраханского губернатора полицеймейстеру №119 от 12 Марта 1899 года: Приказами от 7 декабря №47826 и №171 Министерство Внутренних Дел признало возможным допустить в Астрахани постройку электрической дороги – «трамвая» [8].

Вследствие ходатайства, об отводе земли под постройку трамвайного депо, доверенного Ф. Маеса Михаила Яковлева – Иванова Городская Управа 30 Апреля 1899 года распорядилась отвести земли М. Иванову под постройку электрической станции – депо, и склада для строительных материалов. Депо было построено в 4-ом участке города Астрахани на Рождественской степи [9].

Надзор за производством работ по устройству электрической железной дороги принадлежал Городскому общественному управлению [10].

4 Мая 1900 года было произведено освидетельствование сооружений, произведенных по устройству в Астрахани трамвая, Губернатором и образованной для этого правительственной комиссии во главе с председателем Губернским инженером, заведующим Астраханской телефонной сетью Берндта, Астраханским полицеймейстером, как представителем Городского Управления и Ф.А. Маеса [11].

По распоряжению №282 от 27 Мая 1900 года Астраханского Губернатора 28 Мая т.г. произвели первое пробное движение электрического трамвая [12].

Распоряжением №326 от 08 Июня 1900 года Астраханского губернатора управлению общества астраханских трамваев выдано удостоверение на открытие движения трамвая [13].

Торжественное открытие первого трамвайного маршрута в Астрахани состоялось 11 Июня 1900 года [14].

Трамваи ходили точно по расписанию, за этим следил прокурор каждого участка, где проходила ветка, и имел право штрафовать за опоздания или не соответствия инструкциям в работе трамваистов, контролеров, шоферов.

Как только не именовали Бельгийское акционерное общество «TRAMWAYS D`ASTRAKHAN» (общество астраханских рельсовых путей) за период с момента основания до 1918 года Астраханские власти, в лице губернатора и полицеймейстера: Контора анонимного общества астраханских трамваев, Акционерное общество «Астраханские трамваи», Анонимное общество «Астраханские трамваи», Бельгийское анонимное общество «Астраханские трамваи», Бельгийское анонимное общество астраханских рельсовых путей. Возможно потому, что администрация общества астраханских рельсовых путей располагалась в Париже, а дирекция в городе Астрахани.

Всеми вопросами строительства, управления и прочим, занимались представители Бельгийского акционерного общества "Анонимное общество конно-железных дорог в Варшаве" Ф.А. Маеса – доверенный М. Яковлев – Иванов, ответственными агентами были назначены Карл Грутарс и А.И. Дельтаир (в 1915 г.).

Общество астраханских рельсовых путей занималось не только пассажирской перевозкой, но и перевозкой по городу грузов Главного управления почт и телеграфов, Техническо-Строительного комитета, различных Астраханских торговых домов. Также производили различные работы в мастерских при депо: ремонт вагонов, подвижного состава, столярные работы и др.

Интересен тот факт, что Бельгийское акционерное общество вело свою деятельность в Российской Империи не только в городе Астрахани, как Акционерное общество «TRAMWAYS D`ASTRAKHAN» (общество астраханских рельсовых путей), но и во многих других городах.

В 1896 году Бельгийским акционерным анонимным обществом была начата деятельность в Туле, образовав там «Акционерное общество тульских доменных печей», с 1898 года занималось добычей, обработкой полезных ископаемых в Калужской губернии и приобрело в той же губернии, Тарусском уезде, Мышегский чугуноплавильный, литейный и механический завод. Параллельно, купило у предпринимателя Тильманса металлический завод и образовало «Русско-Бельгийское анонимное общество северного металлического завода (Compagnie Russo-Belge La Metallurgique du nord, anciennes usines Tillmans, societe anonyme)» [15]. В 1899 г. Общество открыло действия в Империи по эксплуатации приобретаемого им от А. Виддера стеклянного завода в Царско - сельском и Лужском уездах Санкт-Петербургской губернии и образовало «Русско-Бельгийское анонимное общество стеклянной промышленности (Compagnie Russo-Belge d`industries verrieres, societe anonyme)» [16].

10 марта 1918 года Совет Народных Комиссаров назначил Народный Комиссариат путей сообщения единственным органом, руководящим делами транспорта [17]. На основании декрета от 28 Июня 1918 года, предприятия по местному благоустройству, обслуживающие водоснабжение, все газовые заводы, трамваи, конно-железные дороги и предприятия по канализации, по всей территории РСФСР, со всеми их капиталами и имуществами, в чем бы таковые не заключались, были объявлены собственностью местных Советов Рабочих и Красноармейских Депутатов [18]. В связи с этим, Президиум Исполнительного Комитета постановил: госпредприятие Астраханского трамвая, принадлежащее Бельгийскому акционерному обществу «TRAMWAYS D`ASTRAKHAN», со всеми капиталами и имуществами этого предприятия, в чем бы таковое не заключалось, объявляется собственностью Астраханского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов с 1-го Июля 1918 года [19]. Бельгийское акционерное общество «TRAMWAYS D`ASTRAKHAN» (общество астраханских рельсовых путей) автоматически стало именоваться «Фабрично-Заводской комитет астраханского трамвая».

В связи с обстановкой в стране и регионах с 22 Марта 1919 года прекращено пассажирское движение и Фабрично-Заводской комитет астраханского трамвая занимался исключительно перевозкой больных и  раненых, перевозкой военных грузов – работал только на Военное ведомство [20].

акция общества "трамваи астрахани"      

 

Привилегированная акция акционерного общества TRAMWAYS D`ASTRAKHAN (общество астраханских рельсовых путей) в 100  франков. N00958. Брюссель, 1896 г. //   Российские ценные бумаги. Каталог собрания Музейно-экспозиционного фонда Банка России. В 3 т. Т.3.: V. Акции и облигации торгово-промышленных, транспортных и страховых компаний / отв.ред. Ю.А. Петров.- М.: Слово/Slovo, 2010. С. 895.

       
акция общества "трамваи Астрахани"    

 

Акция акционерного общества TRAMWAYS D`ASTRAKHAN (общество астраханских рельсовых путей). N05461. Брюссель, 1896 г. // Российские ценные бумаги. Каталог собрания Музейно-экспозиционного фонда Банка России. В 3 т. Т.3.: V. Акции и облигации торгово-промышленных, транспортных и страховых компаний / отв.ред. Ю.А. Петров.- М.: Слово/Slovo, 2010. С. 894.

    

Список источников

1. Собрание Узаконений и Распоряжений Правительства: 1-е полугодие. 1884.- СПб.: Тип. Правительствующего Сената,1884. С. 589 - 590.
2. Липчанский А.М. и др. Столица преславной провинции: История Астраханского городского общественного самоуправления: монография / А.М. Липчанский, Е.Г. Тимофеева, С.В. Лебедев, П.В. Казаков. Астрахань: Издательский дом «Астраханский Университет», 2008. С. 163 - 165.
3. Российские ценные бумаги. Каталог собрания Музейно-экспозиционного фонда Банка России. В 3 т. Т.3.: V. Акции и облигации торгово-промышленных, транспортных и страховых компаний / отв.ред. Ю.А. Петров.- М.: Слово/Slovo, 2010. С. 894.
4. Контракт на сооружение электрической железной дороги (трамвая) в г. Астрахани. Астрахань: тип. И.Л. Рослякова, 1897. С. 1, 3.
5. Там же. Л. 2.
6. О постройке трамвая в Астрахани // ГААО (Государственный архив Астраханской области). Ф. 289. Оп. 1. Д. 429. Л. 145.
7. Контракт на сооружение электрической железной дороги (трамвая) в г. Астрахани. С. 14.
8. О постройке трамвая в Астрахани. Л. 1 - 7.
9. Там же. Л. 8.
10. Контракт на сооружение электрической железной дороги (трамвая) в г. Астрахани. С. 6.
11. О постройке трамвая в Астрахани. Л. 83.
12. Там же. Л. 95.
13. Там же. Л. 109.
14. Липчанский А.М. и др. Указ. соч. С. 165.
15. Собрание Узаконений и Распоряжений Правительства: февраль. 1899. СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1899. С. 670.
16. Собрание Узаконений… июнь. 1899. СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1899. С. 3624.
17. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства: 1-ый отдел. 1918.М.: Т-во Скоропеч. А.А. Левенсон, 1918. С. 342.
18. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства: 1-ый отдел. 1917-1918 // [электронный ресурс] / ЭБ РГБ. М: РГБ, 2008. С. 565.
19. Протоколы заседаний правления Гортрамвая // ГААО. Ф. Р-48. Оп. 1. Д. 134. Л. 35.
20. Там же. Л. 37 - 112.

 

Ведущий архивист отдела научной информации и обслуживания пользователей АФ РФ и обеспечения работы НСБ Е.С. Беляева

Статья опубликована в сборнике материалов первой межрегиональной историко-архивной научной конференции «Солосинские чтения» (Беляева Е.С. Акционерное общество "TRAMWAYS D`ASTRAKHAN " (Общество Астраханских рельсовых путей) 1896-1918 гг. // Солосинские чтения : материалы межрегиональной историко-архивной научной конференции (г. Астрахань, 22 ноября 2010 г.) / ред. Т.Н. Просянова, сост. М.С. Бураковская.-Астрахань : Типография "МАКИС", 2011.-Вып. I. - С.44-49)