Люди на сцене (из истории Астраханского драматического театра): к Году Культуры в России

25.08.2014_люди на сценеАстрахань - один из театральных городов России. История ее драматического театра насчитывает почти двести лет. Театральные представления в Астрахани начались еще в XVIII в. Это были любительские и полупрофессиональные постановки. Датой рождения Астраханского драматического театра официально считают 12 декабря 1810 г. В течение первых восьми лет театр содержал подпоручик Андрей Грузинов. Свои представления труппа давала в одном из помещений каменного дома купца С.Е. Токарева.

Труппа Грузинова заложила прекрасные традиции деятельности Астраханского театра. Он сразу стал центром культурной жизни города, его полюбили, к нему было привлечено внимание всех слоев населения: от местного дворянства, купечества, образованного сословия до мелких чиновников, мастеровых, служанок, учащихся старших классов, приказчиков.

Помимо спектаклей для обычной публики одним из видов деятельности молодого театра стала благотворительность. В 1810-1815 гг. актеры сыграли значительное число спектаклей в пользу бедных, погорельцев, инвалидов губернии Московского патриотического общества.

С самого начала становления театра в Астрахани ему везло на хороших актеров. На его сцене в разные годы XIX в. играли такие известные таланты, как Соколовский, Н.И. Новиков, Е.П. Новикова, С.В. Шумский, П.М. Медведев. Были сезоны, когда астраханцы пребывали в полной растерянности от наплыва звезд театрального искусства и трудности выбора: «куда идти, кого слушать и смотреть: Новикова, Арто с Падилла и Шеленгом, Адамяна, Андреева-Бурлака с Писаревым и компанией, Ермолову...».

Основы режиссуры в астраханском театре начала XX в. заложил А.И. Канин, служивший в  нем в 1916 г. Поклонник русской драматургии, он осуществил ряд интересных постановок, лучшей среди которых была «Мещане» по пьесе М. Горького.

М.А. Бецкий  М.А. Бецкий

М.А. Бецкий

У истоков театра этого времени стоял М.А. Бецкий. Приехав в Астрахань в 1917 г., он становится вскоре одним из самых любимых актеров у астраханской публики. Одновременно он занимался режиссурой и педагогической работой, руководил театральной студией для талантливой рабочей молодежи. В ней занималось около восьмидесяти человек. Студийцы готовили спектакли, выступали с ними перед рабочими, красноармейцами. Первый спектакль - «Пролетарий» - был поставлен в 1918 г. [1]

В индивидуальности артиста М.А. Бецкого заложена страсть к свободе и протест против насилия. Впервые астраханский зритель был поражен силой этой страсти в спектакле «Коварство и любовь». Он всегда волновал и потрясал зрительный зал. М. Бецким сыграно огромное количество разнообразных ролей (Князь Мышкин «Идиот», Чацкий «Горе от ума», Карандышев из «Бессприданицы» и много др.). В образе Овода Бецкий пронес свое «творческое актерское я» с огромной эмоциональной силой и высоким мастерством. Этот спектакль просмотрела буквально вся Астрахань. М. Бецкий - актер высокой общей культуры и хорошей школы (окончил Петербургское б.императорское театральное училище) воспитал целую плеяду работников театра, многие из которых являлись крупными мастерами театра.

«Я не встречал еще такого деятеля театра, который так фанатически любил театр и умел бы так страстно проповедывать эту любовь. Квартира в доме №2 на улице Маяковского. Осень 1917 года. Уютная комната освещена через зеленый абажур настольной лампы. Группа нас - первых его учеников в Астрахани заворожена его лекциями...» М.Н. Каштанов [2]

После установления Советской власти в Астрахани М.А. Бецкий поднимает вопрос об организации в Астрахани студии драматического искусства. Было представлено под студию помещение зала Партпроса и летом 1918 г. объявлен набор на первый курс студии. Количество желающих доходило до 80 человек. Требовались дополнительные помещения - это были на ул. Чалобьяна д. № 12 и Красной набережной д. № 85.

В составе преподавателей студии были: Е.О. Любимов-Ланской, А.Г. Кеворков, Д.С. Усов, А.И. Шаповалов, Л.С. Альянова, М.К. Константинов и др. Сам М.А. Бецкий вел дисциплину дикции и постановки голоса, мастерство актера, художественное слово.

Студия (затем театральные мастерские) просуществовала до 1925 года и выпустила за эти годы несколько десятков актеров.

Из первых выпускников студии осенью 1919 г. М.А. Бецкий сформировал молодой театр для обслуживания красноармейских частей, проходящих через Астрахань на фронты с белогвардейскими армиями.

М.А. Бецкий был прекрасным мастером художественного слова. Часто выступал после спектаклей на концертах в залах красноармейских казарм, организаций и учреждений. И здесь росла любовь к нему нового зрителя.


[1] ГААО.Ф.2235. Оп.1. Д.8. Л.2.
[2] ГААО.Ф.2235. Оп.1. Д.8. Л.8-10. Воспоминания М.Н. Каштанова - актера театра