Деятельность Астраханской губернской строительной и дорожной комиссии Астраханского губернского правления (1833-1864 гг.)

12 сентября 1833 г. в Астраханской губернии на основании указа правительствующего Сената от 17 апреля 1833 г. и по распоряжению Военного губернатора в корпусе училища для детей канцелярских служащих была открыта Астраханская губернская строительная комиссия.1

Комиссия была создана в соответствии с положением «О новом образовании строительной части гражданского губернского ведомства»2, в котором закреплялась новая структура строительного ведомства в Российской империи. В 1833 г. была проведена реформа всей строительной части, в результате которой к Главному управлению путей сообщения была присоединена вся гражданская часть строительного ведомства, которая прежде относились к Департаменту Государственного хозяйства и Публичных зданий. Таким образом, было образовано в Главное управление путей сообщения и публичных зданий.3 В губерниях вместо строительных экспедиций при губернских правлениях образовывались строительные комиссии, которые входили в непосредственное ведение Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Губернские строительные комиссии заведовали всей распорядительной и хозяйственной частью гражданского строительства в губерниях, за чей бы счет строительные работы не производились. Над губернской комиссией стояло окружное начальство, которое осуществляло надзор над всеми зданиями, а также утверждало строительные сметы и чертежи губернских строительных комиссий. В 1833 г. Астраханская губерния относилась к 4-му округу, впоследствии численность и состав округов многократно менялись.

Согласно положению, состав строительной комиссии состоял из председателя комиссии и трех членов: асессора (заведовал исключительно хозяйственной частью), губернского архитектора и его помощника. Кроме того на заседаниях присутствовали офицеры корпуса путей сообщения. Председателем комиссии был начальник губернии.4

Асессором Астраханской губернской строительной комиссии был назначен Василий Онуфриевич Сизарев. Должность губернского архитектора на время болезни Ивана Николаевича Лизогуба исполнял городской архитектор Карл Львович Депедри. Приказом № 1103 от 12 октября 1833 г. Главноуправляющим путей сообщения и публичных зданий в Астраханскую строительную комиссию был назначен полковник Леонтий Карлович Вильке.5 Приказом № 244 от 26 февраля 1834 г. вторым офицером корпуса путей сообщения в комиссию был определен подпоручик Василий Федорович Каргер.6 Председателем комиссии был военный губернатор И.С. Тимирязев. Так выглядел первый состав Астраханской губернской строительной комиссии.

В то же время все грунтовые, почтовые и торговые дороги оставались в ведении Министерства внутренних дел. Для заведывания ими в губерниях на основании высочайше утвержденного мнения Государственного Совета «О мерах к исправлению дорожной повинности» от 29 декабря 1833 г. стали создаваться специальные дорожные комиссии: губернские и уездные. В состав губернской дорожной комиссии, согласно положению «О мерах к исправлению дорожной повинности», входили: губернский землемер, управляющий удельной конторы, вице-губернатор, губернский предводитель дворянства и председатель – гражданский губернатор. Кроме того, закон устанавливал, что все работы по устройству дорог и мостов должны производиться гражданскими инженерами.7 

В Астраханской губернии дорожные комиссии была открыты значительно позже – только в 1840 г. Но фактического участия в строительных и хозяйственных работах дорожная комиссия не имела, все наиболее важные вопросы по устройству и содержанию дорог, мостов и гатей решались начальником губернии через губернскую строительную комиссию. К реальной работе губернская дорожная комиссия приступила уже после отставки губернатора И.С. Тимирязева в 1845 г.8 Одной из причин начала деятельности дорожных комиссии в Астраханской губернии было медленное производство работ по строительству мостов и ремонту дорог. В отличие от губернской строительной комиссии, которая являлась единственным строительным учреждением, при губернской дорожной комиссии действовала сеть уездных дорожных комиссий.

Таким образом, Астраханская губернская строительная комиссия с 1833 по 1844 гг. контролировала все строительные работы в губернии. Крупные стройки велись по всему краю. Одновременно возводились здания для присутственных мест во всех уездных городах. Все крупные строительные работы обязаны были контролировать члены Астраханской губернской строительной комиссии. Их постоянной обязанностью было составление смет на ремонт или возведение новых казенных зданий и дальнейшее наблюдение за производимыми работами.

Кроме того, члены Астраханской строительной комиссии занимались множеством поручений. Офицеры строительного отряда следили за состоянием дорог и мостов, в том числе отвечали за поддержание в порядке почтовых домов, верстовых столбов и указательных знаков, располагавшихся по Линейному и Московскому трактам. Также в функции губернской строительной комиссии входило освидетельствование ветхих, а также вновь возведенных или отремонтированных построек. Комиссия давала разрешение на строительство частных домов в городе. В обязательном порядке инженеры привлекались к составлению планов и смет и освидетельствованию построек, когда были необходимы знания гидравлического искусства.

Копия свидетельства об обследовании вновь построенного здания церкви во имя Святого пророка Ильи
в г. Астрахани.
// ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 2. Д. 3. Л. 9.
Планы и объяснительная записка к проекту перепланировки второго этажа здания Астраханского губернского правления за подписью губернского архитектора К.Л. Депедри.
// ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 2. Д. 30. Л. 85 об – 87 об.
Листы из регистра входящих поручений Астраханской строительной комиссии за октябрь 1837 г.
// ГКУ АО ГААО. Ф. 497.
Оп. 2. Д. 36 Л. 54 об,
55 об., 56 об.

Все поручения, адресованные в Астраханскую строительную комиссию, возлагались на офицеров корпуса путей сообщения или архитектора и его помощника. При Астраханской губернской строительной комиссии состояло два офицера Астраханского строительного отряда путей сообщения: полковник Л.К. Вильке  и подпоручик В.Ф. Каргер. Формулярный список подпоручика В.Ф. Каргера не сохранился. Л.К. Вильке был направлен в Астраханскую губернию в начале 1830-х гг., еще до открытия строительной комиссии. Он руководил ремонтом мостов, дорог и строительством деревянного набережного укрепления при устье рек Кутума и Волги.

Первоначально Строительный отряд путей сообщения формировался из лиц, не получивших специального образования, но имевших практический опыт в строительном деле. Отряд был расформирован за счет постепенной заменой офицеров инженерами. И в конце 1843 г. офицеры Строительного отряда путей сообщения были представлены к переводу в Корпус инженеров путей сообщения.9

Разъездные работы по губернии, как правило, поручались В.Ф. Каргеру. Так, например, поручением от 10 мая 1833 г. ему предписывалось доставить сведения по устройству дорог в губернии и составить сметы на их устройство.10 Поручением № 405 от 6 июня 1835 г. офицеру Каргеру поручалось освидетельствовать все мосты, плотины и почтовые дома по Московскому и Линейному трактам.11 Кроме того, он инспектировал строительные работы по устройству уездных присутственных мест в г. Красном Яру и г. Енотаевске. Большинство смет на строительство и ремонт мостов были составлены им же. Л.К. Вильке руководил строительством Казачебугоринского моста.

К середине 1840-х гг. произошла постепенная смена всего состава строительной комиссии. В ноябре 1839 г. умер поручик Каргер,12 его неоконченные поручения были переданы для исполнения прапорщику Алексею Есакову, который в начале 1840 г. был возведен в чин подпоручика. С февраля 1939 г. в работе комиссии больше не принимает участия полковник Вильке. Причиной его отсутствия в протоколах заседаний комиссии указывается болезнь. В июне 1839 г. он покидает свою должность.13 После нескольких неудачных назначений на должность члена Астраханской губернской строительной комиссии Главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий отношением № 27151 от 24 ноября 1842 г. направляет в Астраханскую губернию майора Николая Васильевича Первова,14 который будет служить в Астраханской строительной комиссии следующие 15 лет.

За время, проведенное в Астрахани, майор Первов участвовал в разработке множества строительных планов и проектов. Например, по специальному поручению сенатора князя Гагарина, инспектировавшего Астраханскую губернию, Первов подготовил масштабный проект по ограждению г. Астрахани от ежегодного наводнения. Проект включал в себя не только мероприятия по возведению валов и обрубов вокруг города, в том числе и Воскресенской слободы, но и устройство стоков для дождевой воды на улицах города. Князь остался доволен работой, но в итоге проект так и не был реализован.15

Также интересна характеристика, которую князь оставил еще одному члену Астраханской строительной комиссии – подпоручику Есакову. Князь Гагарин посчитал, что от подпоручика Есакова «можно ожидать мало пользы и человеком он является медлительным и ненадежным».16 Несмотря на такой отзыв, подпоручик Алексей Есаков продолжил службу и исполнял свои обязанности в Астраханской строительной комиссии вплоть до выхода на пенсию, он дослужился до звания поручика и был удостоен знака отличия за 20 лет беспорочной службы.

В 1844 г. в отставку отправляется губернатор и постоянный председатель строительной комиссии Иван Семёнович Тимирязев. В этом же году прошение об отставке на пенсию в возрасте 53-х лет подает губернский архитектор Карл Львович Депедри.17 Освободившуюся должность занял бывший помощник архитектора Франц Гуссаковский.

В 1849 г. раздельная организация дорожного и строительного ведомства в губерниях была признана неэффективной, в этом же году все дороги были переданы под контроль Главного управления путей сообщения и публичных зданий. И на основании высочайше утвержденного положения «О губернских строительных и дорожных комиссиях» от 28 апреля 1849 г. путем присоединения губернской дорожной комиссии к губернской строительной комиссии 27 февраля 1851 г. была открыта Астраханская губернская строительная и дорожная комиссия.18

Комиссия состояла из общего присутствия, возглавляемого начальником губернии. Непременными членами общего присутствия являлись офицер корпуса путей сообщения, гражданский чиновник, губернский землемер, губернский архитектор и депутат дворянства.19 Уездные дорожные комиссии продолжили свою деятельность, перейдя под контроль вновь созданной губернской комиссии.

В это же время границы Астраханской губернии расширяются, в декабре 1850 г. в ее состав из Саратовской губернии отходит Царевский уезд. В связи с этим число офицеров корпуса путей сообщения при Астраханской строительной и дорожной комиссии было увеличено до трех. Приказом № 98 Главноуправляющего путями сообщения и публичных зданий от 21 мая 1851 г. столоначальником искусственного стола комиссии был назначен капитан Александр Вороненков. Майор Первов был назначен непременным членом общего присутствия комиссии, поручик Есаков получил должность производителя дел искусственного стола.20

После передачи дорог в ведомство Главного управления путей сообщения и публичных зданий началась масштабная работа по сбору сведений и описанию существующих дорог в Астраханской губернии, подготовка к созданию дорожной карты Российской империи.

Ежегодно инженеры Астраханской губернской строительной и дорожной комиссии подготавливали проекты и сметы для проведения мероприятий по защите г. Астрахани от паводков, что, правда, не всегда спасало город от затоплений. Так, после сильнейшего наводнения 1857 г., которое разрушило значительную часть набережной г. Астрахани, основные силы комиссии были перенаправлены на восстановление набережной и укрепление берегов р. Волги.

В этом же году меняется состав комиссии. В 1857 г. Астрахань покидают губернский архитектор Франц Гуссаковский и подполковник Первов. Оба, сохраняя свои должности, переводятся в строительные комиссии других губерний – Новогородской и Олонецкой.21

На место Астраханского губернского архитектора из столицы прибывает Александр Францевич Шимановский. До назначения в Астрахань А.Ф. Шимановский являлся губернским архитектором и непременным членом Санкт-Петербургской строительно-дорожной комиссии. Именитый архитектор прослужит в Астрахани десять лет, за это время под его руководством в городе будут спроектированы и выстроены: персидская мечеть, городской театр, Александровский мост, проведены масштабные работы по восстановлению набережной и укреплению берегов р. Волги.22

В 1864 г., в результате преобразования Главного управления путей сообщения и публичных зданий, строительно-дорожная часть была вновь возвращена в ведение Министерства внутренних дел.23 Упразднена Астраханская губернская строительная и дорожная комиссия была в 1865 г. в связи с учреждением строительного отделения Астраханского губернского правления.

 

Мищенко Г.А., главный архивист отдела справочно-поисковых средств к архивным документам и автоматизированных технологий.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. ГКУ АО ГААО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 110. Л. 66.
2. ГКУ АО ГААО. НСБ. № 5624. ПЗС II. Т. 8. С. 626-635. 
3. Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщений за сто лет его существования (1798-1898 гг.). 1898. С. 66.
4. ГКУ ОА ГААО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 110. Л. 13-23; НСБ. № 5624. ПЗС II. Т. 7. С. 626-634.
5. ГКУ АО ГААО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 110. Л. 69.
6. То же. Л. 81.
7. ГКУ АО ГААО. НСБ. № 6680. ПЗС II. Т. 8. С. 817-820.
8. ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 3 Д. 52. Л.-1-2.
9. Соколовский Е.М. Пятидесятилетие Института и Корпуса инженеров путей сообщения: Ист. очерк, сост. Евг. Соколовским. 1859. С. 125.
10. ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 2 Д. 56. Л.1-2.
11. ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 2. Д. 22 Л. 95-95 об.
12. ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 2. Д. 56. Л. 1-2.
13. ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 2. Д. 55. Л. 31 об.
14. ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 1 Д. 40.
15. ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 2. Д.76.
16. То же.
17. ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 1 Д. 48.
18. ГКУ АО ГААО. Ф. 497. Оп. 1. Д. 96. Л. 1-13, 51.
19. ГКУ АО ГААО. НСБ. № 23213. ПЗС II. Т. 24. С. 242-249.
20. ГКУ АО ГААО. Ф.497. Оп. 1 Д. 110.
21. ГКУ АО ГААО. Ф.497. Оп. 1 Д. 180. Л. 1; Д. 182 Л. 1 об.
22. Г.В. Барановский. "Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института Гражданских Инженеров (Строительного Училища) 1742—1892гг." 1892. С. 379.
23. Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщений за сто лет его существования (1798-1898 гг.). 1898. С. 117-118.